Идеальность — иллюзия, тормозящая наше развитие

Идеальность. Что же такое идеальность?

Кому-то, возможно, ближе термин перфикционизм.

Задайте себе вопрос: идеальность для меня это — …?

И пока Вы  задумываетесь на столь простую тему, давайте порассуждаем, что такое идеальность в нашей жизни, откуда взялось стремление к идеальности и действительно  ли это стремление помогает нам стать лучше.

Итак, вспомним: идеальная фигура, идеальный вес, идеально сбалансированное питание, идеальная осанка, идеальное сочетание, идеальный вкус, идеальное меню, идеальный вес, идеальный ремонт, идеальные родители, идеальные дети, идеальная дочь, идеальная мать, идеальный отец, идеальный сын и даже идеальный мир …

Словом, идеальным может быть практически всё или не идеальным.

Впервые к вопросу идеальности я подошла, занимаясь  личным коучингом с моими клиентами, их понимание идеальности, часто скрытое и завуалированное, в один момент становилось каким-то сложно преодолимым препятствием.

Часть1. Идеальность и камни преткновения.

Совсем недавно у нас закончился безоплатный марафон «Отношения без конфликтов», где несколько десятков участников с рвением начали выполнение первых заданий. И большинство преуспело, мы выявили цели и задачи для марафона и посмотрели на свои «проблемные» моменты» и, казалось бы, ничего не мешает человеку двигаться дальше. И примерно половина участников так и делали, занимались, проходя задание за заданием, прорабатывая шаг за шагом «слабые зоны». Однако, другая часть участников не смогла преодолеть определённый барьер и вступила в конфликт самим с собой.

Что же помешало человеку последовательно действовать, в поисках самого себя?

Идеальность и скрытое понимание «идеальности».

Рассмотрим пример одного из участников, г-на А.

Мужчина средних лет, вполне состоявшийся, однако, имеющий один существенный вопрос, не закрытый по сей день.

Стремящейся к идеальности самого себя и потому находящийся в постоянной личной работе, что, казалось бы, даёт большие преимущества, что может быть похвальнее личного развития и духовного роста.

Однако,  во время работы, вскрывается сильнейший блок в результате практически каждое задание не принимается, корректируется (или удаляется, пропадает по «непонятным» причинам). Блок «я идеальный», вы не можете меня ничему научить, я всё правильно понимаю и знаю, не даёт возможности начать человеку общаться самому с собой с чистого листа. Множественные рассуждения, страницы рекомендаций ведущим марафона, попытка поменять правила игры и полное неосознавание того, что человек воюет сам с собой. Вернее, со своей идеальностью, с тем, что добился, достиг, наработал.

Мы приходим в этот мир такими хорошенькими и чистенькими со своей собственной индивидуальностью, которую в  определенный момент подменяем на вполне схожее понятие идеальность. Слова созвучны, понятия же и вектор направленности действий имеют практически противоположные стороны.

В тот момент, когда наработка индивидуальности ведёт к глубокому внутреннему совершенствованию, идеальность опирается на внешние факторы, признаки, точки опоры.

Однако, вернемся в нашему г-ну А. Что же происходит в его мире, почему простые задания он не может не только понять и выполнить верно, а даже и услышать так как они даются?

Всё просто, данный г-н не может выйти из роли своей идеальности. Он слишком много и трудно шёл к этому, чтоб вот так  за миг, взять и сбросить, признаться себе самому, здесь я не состоялся, не смог, провалил и потерял. Я не идеален и мне реально нужна помощь.

Человек, находящийся в скрытом конфликте с самим собой  не просит помощи, он прячется под маску: я ого-го-го какой, а его друзья, учителя и наставники ласково гладят по голове и приговаривают «ты идеален, ты такой молодец, ты лучше всех, ты самый лучший, ты …», ну смысл вы поняли, да?

Давайте же заглянем внутрь всего, что происходит при подмене индивидуальности на идеальность.

Часть 2. История с откровенным признанием в том, что я не идеальна.

Рассуждая об идеальности  я углубилась в историю нашего поколения и стала вспоминать свою собственную жизнь, то, как меня лично, Алёнку, Леночку учили быть лучше, стать идеальней. Огромнейшее количество занятий, которые я посещала в свободное от школы время должны были помочь мне стать кем-то очень-очень-очень хорошим. И чтобы этим кем-то очень хорошим стать, меня дополнительно мотивировали, ставя в пример одну очень идеальную девочку из моего же класса.

Коротко, об этой девочке: самая высокая девочка в классе (я  всегда стояла третьей с конца), с идеальным локонами,  элегантная, чистенькая, миловидная отличница. Единственный  предмет в школе, где она могла бы выглядеть не идеально — физкультура. Естественно, ведь когда ты занимаешься спортом, бегаешь кросс, играешь в волейбол, кувыркаешься и лазаешь по канату, ты не в состоянии поддерживать свою идеальность, ты потеешь, прическа сбивается, а при неосторожном движении можно и мячиком получить. Однако, по неизвестным мне причинам у нашей идеальной одноклассницы была справка и на физкультуру она просто не ходила. В общем, сравниться или даже как-то близко подойти к навязанному мне образу, у меня не получалось никак.

Я не скажу, что воевала с этой девочкой, вовсе нет, я просто общалась с ней, как и со всеми остальными. Ставили же её в пример, как мне так и всему остальному классу постоянно и это самое чувство раздражало до глубины души. Конечно, можно быть идеальной отличницей, если у тебя есть время учиться. Однако, у меня этого времени просто не было. Я занималась спортом, ходила на хореографию, в бассейн, играла на пианино, занимаясь с частным преподавателем и даже ходила на хор и всё это практически одновременно. Моё расписание на каждый день было примерно следующим: из школы, я бежала на занятие музыки, иногда напрямую, затем домой, там 30 минут на то, чтоб переодеться и перекусить, затем бегом на  тренировку, опаздывать  на автобус было нельзя, т.к. они ходили раз в 20-30 минут и это было существенно  и значимо для начала тренировки. Затем 2 часа интенсивного и насыщенного занятия и уставший, ты добираешься до дома примерно часов к 7 вечера, здесь нужно успеть перекусить и опять поиграть на пианино, пока соседи не легли спать или не устроились перед телевизором за каким-либо сериалом. Часам к 8  вечера я, как правило, садилась за уроки. Первым выполнялась математика, потом русский, его, как правило, нужно было делать чуть подольше, т.к. писать, я особо не любила, да и, видимо, физическая усталость от прошедшего дня давала  знать о себе. Дальше шли  остальные задания по списку, то, что нужно было почитать, читалось уже в полудрёмном состоянии, благо, память хорошая.  Воскресный же мой день отличался лишь тем, что вместо школы я шла на утреннюю тренировку.

Что же было внутренним и внешним в таком режиме жизни на протяжении, практически, 10 лет?

Итак,  установка детства: я не идеальна, т.к. образец есть и он установлен окружающим миром, учителями, родителями. Стать, как образец с тем набором моей индивидуальности у меня не было шансов, т.к. сам образ жизни не позволял выставить акценты по-другому. А желание соответствовать сводилось к ярко проявленным лидерским качествам. И каково же было мое расстройство, когда вместо меня в командиры класса выбрали эту самую идеальную отличницу.

Я стала проявляться там, где могла и, прежде всего, в спорте (за все 10 лет тренировок я никогда не спускалась ниже 3-го места). Для полноценного подтверждения разряда, необходимо было участвовать, как минимум, в 2-3 соревнованиях в год, а это означает, что  я завоевала более 20 медалей. Занимаясь музыкой, за 5 лет я прошла 6 летную программу (уровня музыкальной школы) и при всём этом училась без 3, но никогда не ощущала себя полноценно удовлетворённым человеком, ведь  есть идеальная девочка и она в моём классе.

И в определённом возрасте я поняла, что я не хочу быть на неё похожей, я не желаю быть идеальной, больше того, моё внутреннее желание было увидеть, какая же она не идеальная. И я это сделала!

Да, да, я совершила неприглядный поступок, т.к.  мое собственное внутреннее индивидуальное и уникальное бастовало и кричало о той явной несправедливости, что  показывалась со стороны. Я работала с собой и над собой с 6 лет, в спорте, музыке. С 12 лет я  стала стремиться к познанию глубинного духовного, в 13-14 лет, когда в доме появились книги Блаватской и Рерихов, я изучала их, читала и совершенствовалась, так как я чувствовала, а внешний мир мне продолжал твердить — ты не совершенна, ты не идеальна. И от этого внутри что-то сжималось, словно пружина, закрывающая часть меня, запирающая мою доброту и духовность, я ощущала себя каждый день, как на каком-то гигантском соревновании, где нет призов или правил, но есть лишь сравнительно соревновательный процесс. И в один из дней,  помню это была суббота,  май месяц, практически окончание учёбы, то самое время, когда ты понимаешь, что уже всё, что смог сделать сделал, а то, что не смог, уже оставляешь на потом, следующий год, клятвенно обещая себе, чуть отдохнуть и вот потом догнать, дотренировать, доработать.  Мы сидели в классе нашего классного руководителя и говорили о чём-то достаточно важном из жизни школы. И я, по каким-то причинам, села на парту, на моё удивление наша классная руководительница, очень правильная дама почтенных лет не стала сгонять меня или упрекать в отсутствии манер, она  ходила по классу, занимаясь какими-то организационными моментами. В это время к нашему разговору решила присоединиться та сама идеальная одноклассница и  решила она сесть,  как полагается на стул, который стоял прямо передо мной. Т.е. сделать всё правильно!

И знаете, какая была моя реакция?

В тот момент, когда она садилась, я быстрым движением сдвинула стул прямо из под неё в сторону, в результате идеальная девочка  упала на пол. Нет-нет, ничего страшного физически с ней не произошло, она просто на минуту стала обычным ребёнком, кто бывает неакуратен, способен упасть или быть смешным.

Я не знаю, что произошло с ней в тот момент, однако, наша учительница, краем глаза видела всё произошедшее, не стала меня ругать или упрекать, она учтиво поинтересовалась всё ли у нас нормально и к каким результатам мы пришли.

Этот момент я запомнила на долгие годы, ещё раз повторяю, я не горжусь им, однако, в тот момент я почувствовала, что встала на один уровень с этой самой девочкой и для меня она самая обычная, пусть даже и отличница и самая высокая в классе.

Через какое-то время наша классная руководительница  на уроке раздала нам небольшие листики и попросила написать всего лишь одно имя: девочкам — мальчиков, мальчикам — девочек, имя, кто по вашему мнению является идеальным мальчиком или идеальной девочкой в классе.

На следующий день была запланирована классная дискотека и мы расставляли столы, за уборкой класса прошло больше времени, чем я рассчитывала и я задержалась. Одна из подружек подошла ко мне, когда я уже собиралась домой и шепнула: будь обязательно сегодня, тебя выбрали идеальной девочкой (по мнению мальчиков).

Счастью моему не было предела, т.к. я не могла и представить, что большинство мальчиков видят именно меня идеальной девочкой, а не ту самую отличницу.

Но шаблоны меня продолжали ломать. И т.к. я задержалась из школы (в то время сотовых ещё не было) и родители немного начали волноваться, мой папа решил меня «наказать» и не пустить на классную дискотеку, на тот самый главный момент, где меня  мои одноклассники готовы признать идеальной.

Моему внутреннему буйству не было предела. Я пробовала объяснить то, почему задержалась и почему мне так важно попасть именно сегодня на это мероприятие, но  мой папа был неприклонен, помню в тот момент вмешалась мама и меня всё же отпустили, однако, день был испорчен безвозвратно и триумфа, того самого состояния человека, достигшего своего наивысшего результата, я не получила.

Часть 3. История зарождения  идеальности в обществе, или когда принцип кнута и пряника не  работает.

Мы все родом из детства и здесь уж кому как повезло. Некоторые были любимчиками и  их поощряли различными способами, другие сопротивлялись и к ним применяли меры наказания, однако, существовал и ещё один воспитательный момент, который применяли и в том и в другом случае, а это именно —  образ идеального сверстника.
Вспомните, кого  ставили вам в пример, о ком говорили, когда вы просили помощи или пытались объяснить суть своего вопроса, проблемы. Разве слушали вас, давали советы исходя из вашей личной ситуации, доверяли?

Скорее всего, нет, вам показывали пальцем на какого-то мальчика, девочку и говорили, а вот она смогла,  молодец, он (а) лучшая, тебе стоит посмотреть и быть как он (а).

Всё это вполне ясные понятия, однако, здесь есть один аспект. Для каждого понятие «идеальный» своё и это понятие, порой, складывается из нескольких составляющих, т.е. некое комплексное.

*К слову, что же стало с идеальной девочкой через 25 лет.

Встречайте!   Идеальная девочка закончила университет, а затем курсы бухгалтера. Устроилась в обычную Питерскую компанию. На сегодняшний момент продолжает работать бухгалтером, купила квартирку в ипотеку, курит и разговаривает матом.

Я не буду говорить или расписывать себя, это моя жизнь и эта информация никак не изменит вашу жизнь.

Но то, что я наработала за эти годы, то, что могу дать уже сегодня, сейчас, те знания, что способны изменить именно вас, они действительно ценны.

Я работала и продолжаю работать со множеством людей с разными вопросами и проблемами.  И  у каждого из них своя история, своя судьба.

И инструменты, с помощью которых мы можем мотивировать каждого к работе, его собственный  желаемый, экологичный и чётко обозначенный результат!

Часть 4.

Что же происходит, когда нам указывают на идеал?

Ох, уж эти взрослые, им, как правило трудно, чётко определить, что конкретно они хотят от детей. И тогда появляются стереотипы — будь как он, ну почему, ты не такая, как Леночка из 5Б. Посмотри на Костика  из соседнего подъезда — вот это парень, а ты? ЭХ…

Такие фразы слышит практически каждый ребёнок.

С детства нам дают  размытые ориентиры, не ставя чётких задач, пытаются мотивировать тем, что на их взгляд должно быть интересно.

Вот вырастешь, будешь …

Когда ты это освоишь тебе будет легко сделать …

И т.п.

Кто сказал, что это реально будет для ребёнка хорошо.

Где же индивидуальность и запрос самого тебя в этом течении сплошного «посмотри по сторонам и будь таким как».

Мы теряемся в направлении из себя наружу и здесь не найти уже ответа, где же ты сам, какой ты будешь или был бы, если бы тебя спросили, а реально ли ты хочешь стать похожим на Леночку или Костика? Возможно, тебе нравится своя личная  история, возможно, ты принимаешь себя таким какой ты есть и нацелен на собственный результат?

Ориентируйся я на идеальность той самой девочки, моя жизнь не была бы для меня столь интересна, потому что то, что ценно для меня, возможно, ей совсем не интересно. А возможно, её зажатая в детстве личность идеальной девочки, выступила с протестом и в результате нет продолжения рода, семьи, детей, вместо этого огромнейший долг за квартиру и ненормативная лексика, ставшая нормой жизни.

Вот вам!

Часть 5.

Идеальность не даёт право работы над ошибками, ведь чтоб выполнить эту самую работу, необходимо признать ошибку, а у идеальных людей не может быть ошибок. И возвращаясь к г-ну А.

Мы видим замкнутый круг: развёлся с женой, конфликт с сыном, зато множество Учителей, кто помогают совершенствоваться.

Разве можно в таком случае признаться себе, что в твоей жизни есть большой скос. Ведь всю жизнь ты старался всё выстроить абсолютно правильно. Идеально. Идеальный костюмчик, идеальные фразы, идеальные мысли и поступки. И дети и жена, соответственно, должны быть идеальными, должны вписаться в твой выверенный  по всем правилам мир. А они не хотят, не могут, не соответствуют и имеют собственное мнение. Наглость какая! Пытаются спорить и противоречить каждому слову. Как же так, как же возможно признать, что это провал, большая ошибка, что твой мир не идеален и тебе необходима реальная помощь. Как же признать сам по себе факт не идеальности своей жизни и сказать себе вслух:

— Я не идеален и никогда не стану идеальным, я вообще далёк от того, чтоб быть идеальным, я обычный человек со своим набором + и -, позитивом и негативом. И я могу делать вещи, которые потом можно назвать ошибкой.

И могу согласиться и сказать вслух:

— Простите я виноват, простите это моя ошибка. Вы знаете, я здесь не прав, сразу не понял.

Вместо того, чтоб вкладывать массу усилий, чтобы быть ярким и заметным, влиятельным и значимым, просто проработайте и проживите процесс работы над ошибками, начав с признания своей неидеальности.

 

 

Добавить комментарий

LightRay